история московского
кинофестиваля

московский международный кинофестиваль — один из старейших в мире.

60-е

фестиваль превратился в регулярное мероприятие

( 1935 год )

второе рождение ММКФ произошло в 60-е годы минувшего века — в период «оттепели», когда в кино пришло новое поколение режиссеров, духовный опыт которых был сформирован великой победой над фашизмом.

Открытие первого «оттепельного» фестиваля в 1959 году проходило в гигантском Дворце Спорта имени Ленина в Лужниках.
год первого фестиваля, председателем жюри был Сергей Эйзенштейн

( с 1959 года )

В начале 60-х советский кинематограф обновлялся вместе со всеми кинематографиями мира

Разумеется, далеко не все новаторы кино, чьи работы потрясали Канн и Венецию в 60-е годы, находили свое место в московских фестивальных киноплощадках.


но в программах Московского кинофестиваля начала 60-х мы находим имена
поэтому в конкурсных и внеконкурсных программах ММКФ можно было встретить имена зарубежных кинематографистов, чьи работы переосмысливали само понятие кино, отказывались от классических форм, низвергали признанные классические авторитеты. И , кстати, порой использовали опыт «ниспровержения», который был накоплен советскими кинематографистами 20-х годов.

Валерио Дзурлини

Федерико Феллини

Кането Синдо

фестиваль посещают крупнейшие кинозвезды того времени

&&&. София Лорен
Элизабет Тейлор — Питер Финч Тосиро Мифунэ Ричард Бартон — Анна Карина — Симона Синьоре Жан Марэ Ив Монтан

Бинка Желязкова, Конрад Вольф, Мирча Дрэган, Иржи Секвенс, Золтан Фабри, Андраш Ковач, Иштван Сабо, Анджей Вайда, Мануэль Октавио Гомес.
Разумеется, наибольшое представительство на ММКФ получали кинематографии стран, входивших в социалистический блок. Свои первые успехи в кинокарьере тогда продемонстрировали
Среди гостей этого кинофорума — немало киноклассиков, у которых открылась возможность познакомиться со страной, приоткрывшей свое культурное лицо. На Московском кинофестивале побывали
Анна Маньяни, Микеланджело Антониони, Пьетро Джерми, Лилиан Гиш, Дмитрий Темкин, Фред Циннеман, Мишель Симон, Дино Ризи, Кэрол Рид, Жак Тати, Пьер Этекс.

Но далеко не все фильмы из соцлагеря находили себе место в его программах.

место «рассерженным» из взбудораженной Чехословакии, сумрачной, депрессивной Венгрии, неспокойной Польши и поражавшей совсем не соцреалистическим выбросом балканских эмоций Югославии место на фестивале не находилось.

Представить себе, что в конкурсной программе можно было обнаружить фильмы раннего Милоша Формана и его сотоварищей, Веры Хитиловой с ее «Маргаритками», провокационными опусами Душана Макавеева или, антитоталитарными фресками Анджея Вайда, абсолютно невозможно.

Идеологическое лицемерие, ставшее в СССР нормой жизни в 70-е – 80-е годы , наложило свой отпечаток и на программу фестиваля. В ней главным образом присутствовали «правильные» фильмы из соцстран и не самые выдающиеся произведения с Запада, как правило, окрашенные в однобокие антибуржуазные цвета. Фестиваль в брежневскую пору не мог быть объективным зеркалом мирового кино, которое переживало один взлет за другим. такие явления, как французская «новая волна», появление американских «независимых», давшее сильный толчок развитию и становлению нового Голливуда, — все это имело касательное отношение к ММКФ. Фильмы подобного рода можно было увидеть разве что на полузакрытых просмотрах, вызывавших невероятный ажиотаж.
Тогдашнему руководству фестиваля приходилось потратить немало сил, чтобы сохранить его лицо и международный авторитет. Главными образом, он нарабатывался присутствием в конкурсе картин из СССР.

среди которых попадались истинные шедевры — таким, как, скажем фильм «Иди и смотри» (1985), снятого будущим «перестроечным» руководителем Союза кинематографистов СССР Элемом Климовым.

...............................фестиваль и при такой урезанной программе, не терял свое значение для киноманов,

которые съезжались буквально со всей страны, чтобы попасть на просмотры фильмов, просочившихся сквозь цензуру и попавших в кинотеатры
Все сказанное вовсе не отменяет того, что

1987

Идеология разрушения всяческих «стен» между Западом и соцлагерем стала весьма привлекательной для зарубежных кинематографистов, которые горели желанием поскорее увидеть новую обновляющуюся страну, в немыслимом для остального мира темпе стремящуюся сбросить оковы прежнего строя — социализма на советский лад.

картина резко меняется

Достаточно назвать имена членов жюри XV ММКФ, чтобы понять, насколько это желание было велико

&&&. Роберт де Ниро
Миклош Янчо — Ханна Шигулла Антонио Гадес Тенгиз Абуладзе 

в 1989 году этот жгучий интерес к стране, вырвавшейся на свободу, но при этом находящейся на краю экономического краха, усилился еще больше

1989

( бывший диссидент, а теперь уже почти классик )

Иржи Менцель

в жюри вошли
( «реабилитированный» новыми идеологами )

Эмир Кустурица

( удививший российскую публику своим «Стрелочником» голландский кудесник )

Йос Стеллинг

Анджей Вайда

( уже ставший суперзвездой )

Чжан Имоу

( триумфатор Берлинского кинофестиваля )
Фестиваль буквально бурлил премьерами, в Доме кино до поздней ночи не остывали дискуссии в профессиональном клубе кинематографистов(ПРОКе).

Вся эта оживленная атмосфера , которая сохранилась на многие годы, к сожалению, иногда лишала фестиваля строгости в программировании, сама конкурсная программа составлялась достаточно произвольно, в ней истинные шедевры соседствуют со случайными фильмами.

Объективности ради скажем, что в поле зрения фестиваля порой попадали фильмы, сделанные режиссерами, которые буквально через несколько лет станут признанными мастерами, скажем,
Аки Каурисмяки, Атом Эгоян , Кшиштоф Кесьлевский, Асгар Фархади, Борис Хлебников и Алексей Попогребский.

президентом фестиваля становится Никита Михалков

Фестиваль обрел слаженную команду и стал на путь большей точности в программировании, организации просмотров.

За это время он превратился в весьма солидное культурное и светское мероприятие.

1999

&&&.&&&&&&&& в 2013 году было аккредитовано около 4000 гостей, половина из которых журналисты.

Немаловажным свидетельством возрастания роли фестиваля стал показатель media value, который за последние годы приблизился к 4 млн евро.

фестивалю, который размещается на всех 11 площадках мультиплекса Октябрь, не хватает места и Михалков добился от московского руководства выделения места в Лужниках для строительства фестивального Дворца. Репертуар фестиваля тоже изменился коренным образом. Фестиваль стал местом, где стало престижно устраивать мировые премьеры.
Среди недавних гостей фестиваля, чьи фильмы стали истинными событиями

Брэд Питт
Квентин Тарантино — Майкл Манн Джон Малкович Шиа ла Беф Шон Пенн Эдриен Броди Тим Бертон

была учреждена почетная премия выдающимся мастерам актерского искусства.

1999

Эти премии имени Константина Станиславского «Верю» получили

.Джек Николсон
Жанна Моро — Мерил Стрип Харви Кейтель Фанни Ардан Даниэль Ольбрыхский Жерар Депардье Олег Янковский Изабель Юппер Эммануэль Беар Катрин Денёв Жаклин Биссет Ксения Раппопорт Хелен Миррен
Рэйф Файнс

В 2014 году этого почетного приза удостоилась российская актриса Инна Чурикова.
Разумеется, укрепление позиций фестиваля напрямую связано с развитием кинобизнеса в стране — премьера именно в Москве дает серьезный толчок для промоушна фильма — например, колоссальный успех российского фильма «Духлесс» связан напрямую с тем, что он открывал 34-й ММКФ.

Это касается и других громких премьер последнего времени — «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Орды» и «Орлеана» Андрея Прошкина, «Последней сказки Риты» Ренаты Литвиновой и др.

Крупнейшие зарубежные кинокорпорации стремятся сегодня устраивать премьеры именно в нашей стране,

Укрепил свои позиции и вызвал огромный интерес прокатчиков организованный в рамках ММКФ кинорынок. Немаловажной особенностью ММКФ стали обширные ретроспективы, вызывающие стабильный интерес у публики — она словно пересматривает еще и еще раз фильмы, некогда лишенные доступа в СССР, а ныне имеющие возможность быть показанными на большом экране, зачастую в отреставрированном виде.

Среди наиболее известных ретроспектив ММКФ последнего времени — те, что были посвящены творчеству Джона Кассаветеса, Марко Феррери, Клода Шаброля, Серджио Леоне, Вернера Херцога, Коста-Гавраса, Бернардо Бертолуччи, Эрнста Любича, Юньфаня, Такеси Китано, Райнера-Вернера Фассбиндера, Ульриха Зайдля, Ива Монтана и Симоны Синьоре, Майкла Эптеда, классике американского мюзикла и многие другие.
оценивая зрительский потенциал России как один из самых перспективных в мире.

...............................ЮЮТрадиционной популярностью среди зрителей фестиваля также пользуется программа современного российского кино,

включившая в себя премьерные показы наиболее ярких картин, сделанных отечественными кинематографистами за минувший сезон.

За последние 20 лет
жюри фестиваля возглавляли крупнейшие кинематографисты мира

. ..............Ричард Гир Тео Ангелопулос Маргарете фон Тротта Алан Паркер Глеб Панфилов Жан-Жак Анно Фред Скепси Люк Бессон Джеральдина Чаплин Эктор Бабенко Павел Лунгин Мохсен Махмальбаф Ким Кидук Брийянте Мендоса

Пресс-служба ММКФ +7 (926) 078-31-51
сall-center +7 (495) 725 26 22
123001, г. Москва, Малый Козихинский переулок, д. 11
московский международный кинофестиваль, © 2024